Читальный зал

Главная » Читальный зал » «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» Светлана Георгиевна Пожарская »

«Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» Светлана Георгиевна Пожарская

«Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» адресована тем, для кого фотография стала серьезным творческим увлечением. В ней рассматриваются вопросы композиционного видения и авторского стиля в фотографии, специфические особенности создания фотообраза, даются практические советы по повышению фотографического мастерства.
В качестве иллюстраций использованы уникальные материалы из фондов Союза фотохудожников России, частных коллекций, работы современных авторов. 

Содержание:

глава 1: «Смотреть и видеть
глава 2: «Фотопасьянс»
глава 3: «Рождение образа»
глава 4: «Архитектура кадра»
глава 5: «Фотографическое созвездие»
глава 6: «Творческие допросы»
глава 7: «Своя рубашка ближе к телу»
приложение 1: «На пальцах не перечесть»
приложение 2: «Зарядка для глаз, сердца и ума»
приложение 3: «Профсоветы»
послесловие: «Мудрые мысли»

Отрывок из книги Светланы Пожарской «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Глава 4: «Архитектура кадра»
 
 

 

С. Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Глубочайшая сущность искусства заключается в единстве идеи и ее материального воплощения.

Р у д о л ь ф А р н х е й м


Отбор — это основной, после замысла (а иногда и вместе с ним), этап творческой работы фотографа. Если живописец, рисуя картину, выбирает (выдумывает) изобразительный материал, то фотограф, «скованный рамками действительности», может только из уже имеющегося в натуре визуального ряда отбирать с помощью фотографических средств то, что наиболее соответствует идее. Это, конечно, касается чистой или прямой фотографии, ибо сегодня компьютерные технологии позволяют данное «неудобство» легко преодолеть.

С. Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Но так ли уж ограничен фотохудожник, снимая чистую фотографию, в своей творческой работе? Отнюдь. В его руках множество изобразительных и композиционных элементов, «кирпичиков», с помощью которых он может «построить» кадр. Вот некоторые из них.  

 
ТОН

 

С. Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

В черно-белой фотографии есть два основных цвета: черный и белый, а такжепромежуточные — серые тона. Количество серых тонов определяет тоновой рисунок вчерно-белой фотографии, а количество цветов — колористический рисунок в цветном фотоизображении.

 

Когда мы говорим: «Портрет сделан в темной тональности», — это означает, что в нем преобладают темные тона, и серая шкала смещена вправо.

 

 

 

 

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»



 
Если мы говорим, что снимок снят в светлой тональности, это значит, что в нем преобладают светлые тона, и, соответственно, серая шкала смещена влево.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Чем больше переходов от белого к черному цвету, т.е. чем больше градаций серого тона присутствует в снимке, тем богаче черно-белая палитра фотографа.

Снимок может вообще не иметь промежуточных тонов. Это пример фотографики.

 
ЛИНИЯ

Линия в фотографии — один из важных изобразительных и визуальных элементов, с помощью которого можно влиять на эмоциональное восприятие зрителя.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 

Линии могут быть видимыми или невидимыми, сильными и слабыми, спокойными и раздражающими, динамичными и безмятежными. Линия может подвести взгляд зрителя к главному элементу изображения.  

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

 
КОНТРАСТ

Еще один эмоционально-психологический инструмент фотографии.

Смещение тонов в темную, либо в светлую область серой шкалы непосредственно влияет на восприятие изображения, внося в одном случае драматическое напряжение, а в другом, напротив, делая его более спокойным и мажорным.  

 
ОПТИКА

Прежде всего, это выбор объектива, который определяет:

    * - степень резкости изображения, что характеризуется  разрешающей способностью объектива, т.е. способностью передавать мельчайшие детали снимаемого объекта, и выражается количеством различаемых черно-белых линий на 1 мм изображения;

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 

* - глубину резко изображаемого пространства, т.е. степень резкости переднегои заднего плана на снимке; оно зависит от фокусного расстояния объектива или фокуса.

 

Существует прямо пропорциональная зависимость между качеством объектива и его разрешающей способностью. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем глубина резко изображаемого пространства меньше. При диафрагмировании глубина резкости увеличивается.

Нормальный объектив для малоформатной камеры (размер кадра — 24x36 мм)имеет фокус 50 мм, вот почему его еще называют «полтинником» или «штатником».

«Широкоугольник» — это объектив с фокусным расстоянием 17-24 мм.Фокус «телеобъектива» или «телевика» составляет от 130 до 300 мм.

Современные фотоаппараты объединили эти три разных объектива в одини стали называться зумами.В этих объективах смена фокуса происходит плавно — от широкоугольника до телевика (поэтому их еще называют объективы с переменным фокусным расстоянием). Они оперативны в работе и применяются, прежде всего, в репортажной съемке.А учитывая, что большинство зумов имеет и автофокус, т.е. автоматическую наводку на резкость, скорость работы с такими камерами возрастает еще в несколько раз. Но, выигрывая в скорости съемки, зумы проигрывают в светосиле (степень максимального открытия диафрагмы) и в качестве изображения объективам с постоянным фокусом.К специальным объективам относятся: сверхширокоуголъники с фокусом от б до 16 мм и углом охвата 180 градусов;макрообъективы — для съемки в масштабе 1:1.  

 
РИТМ

Визуальный ритм является одним из важнейших инструментов композиции. В его основе лежит повторяемость элементов.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Ритм в изображении может строиться по объемным формам, пятнам света или тени, а также линиям.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

 

СИММЕТРИЯ

Как частный случай ритма, симметрия создает баланс в изображении, но и он может быть динамичным и напряженным или спокойно-уравновешенным.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»
С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

ЦЕНТРЫ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ

Это наилучшие места размещения сюжетно важных элементов изображения.Они были открыты еще во времена Леонардо да Винчи и на протяжении веков использовались художниками, архитекторами, а со времени открытия светописи — и фотографами.

Где же расположены эти центры, т.е., другими словами, куда лучше всего направлять взгляд зрителя (конечно, мы не берем во внимание случаи, когда на снимке присутствуют ярко выраженные световой, цветовой, масштабный или резкостный акценты)?Давайте определим эти места по конкретным фотографиям.

Итак, рассматривая изображение на снимке Владимира Сковородникова «Конвой», мы сначала устремляем взгляд в первый центр «золотого сечения».

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Скорее всего, как мы уже отмечали выше (см. главу «Смотреть и видеть»), положение этого центра связано с тем, что мы начинаем читать и писать сверху вниз и слева направо.

Второй центр «золотого сечения» расположен в правом нижнем углу, и взгляд к нему идет по диагонали. Здесь внимание обычно задерживается подольше, чем на первом центре.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Если же ко второму центру ведет линия (в снимке Дмитрия Воробьева «Здравствуй, пес!»это рука и нога человека), то внимание зрителя будет еще более акцентировано.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 
Фотография Владимира Тарасовского «Веселая лошадь» очень эмоционально указывает на расположение третьего центра — в правой верхней части кадра. И, наконец, четвертый находим в снимке Виктора Ахломова «Сладкая жизнь» в левой нижней части изображения. Итак, все перечисленные центры  фактически совпадают с точками «золотого сечения» (см.рис.) и являются наглядной иллюстрацией закона гармонии.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 

Этот закон имеет прямое отношение и к человеческому облику: он скроен, как говорят, по образу и подобию божью, и в отношении ...золотого сечения. Сон и бодрствование человека в пределах суток, удары сердца и отдых, нормальное кровяное давление(120/80) — все это имеет тенденцию проявления «золотой пропорции».

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

И, наконец, еще одна пикантная подробность: пупок у человека расположен не где-нибудь, а в точке, которая делит тело в отношении того же золотого сечения. Впрочем, это относится и к другим частям тела — длине плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д. Художники и фотографы порой интуитивно, порой сознательно используют его в своем творчестве для более полного выражения своих идей и замыслов.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»
 
С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

 
ЦВЕТ

Говоря о цвете, выделяют три основные категории: цветность, насыщенность и яркость. Цветность, или цветовой тон — основной признак, по которому различаются цветовые лучи света: красный — от синего, зеленый — от желтого и т.д.

Насыщенность — это видимая яркость, или интенсивность цвета.

Яркость — степень отражения световых лучей.  

 
КОЛОРИТ

Колорит (от итал. colorito, от лат. color — цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Другими словами, колорит — это композиция цвета, одно из важнейших средств эмоциональной  выразительности.Знание психологии цвета важно для фотографа, который предпочитает делатьцветные снимки.

Колорит может быть теплым — преимущественно красные, желтые, оранжевые тона; холодным — преимущественно синие, зеленые, фиолетовые цвета; спокойным или напряженным; ярким или блеклым; основанным на локальных цветах или на использовании тональных соотношений, рефлекса, валера.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 

Поскольку цветная фотография становится в последнее время все более популярной, будет уместным поговорить о цвете чуть подробнее.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Подсознательно мы реагируем на цвет быстрее, чем на форму или объем. Цвета могут «оглушать» и «ударять», как звуки, а могут передавать гармонию в скупой, но содержательной гамме.

    * • Чем интенсивнее цвета соперничают между собой, тем они больше заслоняют форму и лишают изображение перспективы, делая его более плоским.
    * • В психологическом плане цвета можно разделить на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, тяжелые и легкие, теплые и холодные.
    * • На белом фоне цвета кажутся гуще, а на черном — ярче.

 

 

У каждого человека свое, субъективное, отношение к цвету. Тем не менее, существуют общие, характерные моменты восприятия цвета большинством людей. К примеру, самым активным и тяжелым цветом признан красный, за ним идут оранжевый, синий, зеленый и, наконец, белый. Если взять одинаковые квадраты разных цветов, то самым маленьким покажется красный, синий — побольше, а белый — самым большим. Любопытный факт, связанный с этой психологической иллюзией цвета. Как известно, российский (и французский) национальные флаги имеют три одинаковых по ширине цветных полосы: синюю, белую и красную. Так вот, на морских судах соотношение этих полос меняется в отношении 33:30:37. Сделано это для того, чтобы на расстоянии все три полосы казались бы равными.

Красный цвет принято считать более возбуждающим, чем все остальные.Цветопсихологи доказали это с помощью экспериментов, когда просили испытуемых при красном и зеленом свете нарисовать полукруг (при зеленом свете эта операция получалась точнее).

Другой эксперимент заключался в том, что надо было удерживать иголку в небольшом отверстии, не касаясь его краев (дрожь при красном освещении заметно усиливалась).

Исследования в области психологии цвета выявили ряд и других  закономерностей. Люди,рассматривая единичные образцы цветов на сером (нейтральном) фоне, в большинстве своем отдают предпочтение синим тонам — от сине-зеленых до пурпурно-синих.Меньше других нравится зеленоватожелтый цвет. Но, независимо от цвета, отдается предпочтение светлым тонам. Людей привлекают также резко контрастные цвета, отличающиеся по насыщенности и яркости. Красный, желтый, зеленый и синий — это фокусные цвета человечества. Именно их предпочитают дети, еще не начав говорить, и они первыми появляются в их лексиконе.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 

Мое сугубо личное отношение к красному цвету связано с работой в нейрохирургической операционной. Присутствуя при хирургических операциях, я видела много крови. Она особенно ярко выделялась на белых халатах хирургов и белых простынях вокруг операционного поля (тогда только еще стали вводить зеленый цвет хирургического белья). Не то, чтобы вид крови сильно пугал меня, — нет. Но этот контраст психологически влиял на меня, и когда я возвращалась после работы домой, то в лужах дождя на сером асфальте мне иногда виделась кровь...Но, оставив в стороне личные мотивы восприятия цвета, можно отметить, что оно во многом зависит от особенностей культуры и образа жизни как конкретного человека, так и целой нации. Общее проявляется в том, что большинство людей считает красный цвет сильным, а серый, желтый и белый — слабыми цветами. Наши чувства и ощущения, наше настроение также имеют цветовую окраску. Когда говорят: «Он смотрит на мир сквозь розовые очки»,—имеют в виду, что этот человек оптимист, с радостью воспринимающий жизнь.Человек способен различать около 3000 оттенков цвета, но основных цветов всего три: красный, желтый, синий. Путем соединения в разных пропорциях этих основных трех цветов и достигается многообразие цветовых оттенков.

Теперь несколько слов о технических аспектах цветной фотографии.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Существует два основных типа цветных фотопленок: для дневного и искусственного света. Разница между ними в том, что одни сбалансированы для света ламп накаливания, и их цветовая температура 3200К, а другие — для дневного света (5500К).

Цветовая температура выражается в Кельвинах (К)*. Чтобы перевести кельвины в градусы по шкале Цельсия (С), нужно из первого вычесть 273. Цветовую температуру не следует путать с тепловой температурой источника света.Пленка подбирается соответственно источнику света. Поэтому, если нет необходимости в специальных эффектах, лучше избегать съемки при смешанном освещении.

Пленки, рассчитанные на дневной свет, дают сильную оранжевую окраску, если объект освещен лампами накаливания.А если вы снимаете при дневном освещении на пленку для искусственного света, на снимке будет преобладать синий цвет.Влиять на цвет можно с помощью изменения освещения, угла съемки, выдержки, цветового акцента.

 
СЕМЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ РАБОТЫ С ЦВЕТОМ

Выбор направления света.Форма и окраска предметов изменяются в зависимости от характера освещения. Меняя направление и характер освещения, можно уравновесить цвета.

Изменение угла съемки.Изменяя положение фотоаппарата, можно сильно менять угол освещения объекта и тем самым в значительной степени влиять на его цвет и форму.  

Изменение угла зрения.Угол зрения, в отличие от угла съемки, определяет положение объекта, которое может зафиксировать объектив фотоаппарата. Он зависит не только от положения камеры, но и от точки, с которой фотограф смотрит на объект. Понятие «нижний» и «верхний» ракурс напрямую связано с нижней или верхней точками съемки, т.е. необычным углом съемки.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Доминирующий цвет.Доминирующий (преобладающий) цвет должен быть связан с главным объектом съемки, и если главный цвет не является центральным в композиции, важно, чтобы он поддерживал и выделял главный объект съемки. Лучше всего, когда несколько цветов связаны в изображении в одно целое.

Цветовой акцент.Сила цвета зависит в большей степени не только от количества, но и от расположения. Одно яркое цветовое пятно на спокойном фоне может сделать эффектным снимок. Слабый цветовой акцент можно усилить, если он граничит с контрастным цветом.

Цветовой контраст.Контраст цветной фотографии выражается в насыщенности и разнообразии тонов (цветов). Резкие контрастные цвета (при условии их равновесия) придают фотографии эффективность и силу. Контраст усиливается, если красный цвет сочетается с голубым, зеленый — с пурпурным, синий — с желтым. Природа этого явления лежит в физиологии нашего зрения. Человеческий глаз не может одновременно свести в фокус лучи с разной длиной волны (фокусное расстояние для красно-желтых лучей больше, чем для сине-зеленых). Поэтому когда мы видим цвета сразу все вместе, глазные мышцы начинают «дергаться», стремясь настроить волны.Эта психологическая дисгармония и создает ощущение контраста, другими словами, беспокойного раздвоения внимания.Контраст лишает изображение объемности, делает его более плоским.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Цветовая гармония.Гармоничные цвета расположены на цветовом круге близко друг от друга и охватывают ограниченный цветовой диапазон, который включает обычно ненасыщенные оттенки двух цветов. Практически при съемке цветовая гармония достигается с помощью рассеянного или отраженного света, а также при помощи небольшого уменьшения экспозиции, т.е. увеличением выдержки.Основные признаки гармонии цвета: близость по цвету, насыщенности и яркости. Монохромный снимок может считаться частным случаем гармоничной фотографии. В нем присутствует чаще всего лишь один цвет спектра, либо несколько цветов, которые создают впечатление одноцветности. Именно монохромная фотография наиболее близка к черно-белой. Отсутствие яркости и контраста, приглушенность цветов наиболее соответствуют понятию настроение снимка и доставляют более тонкое эстетическое наслаждение зрителю (фото Т. Чуровой и И. Лисаковой, стр. 106-108).

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Ощущения монохромности можно добиться с помощью подбора (при постановочной фотографии), или выбора (на натурной съемке) близлежащих тонов.Итак, эти семь правил могут помочь в работе над цветной композицией. Но надо всегда помнить, что бездумное, механическое применение правил может сослужить «медвежью услугу», сделав снимок сухим и мертвым. Цветовое видение — это результат тонкого чутья, интуиции, развитого художественного вкуса и опыта.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

 
КОМПЬЮТЕРНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Задача любого художника (фотохудожника) — передать свое видение мира другим людям. Компьютерная технология дала неведомые до сих пор средства для этого. Она позволила зрителю не просто пассивно воспринимать произведения искусства, а стать непосредственным участником созданного художником изобразительного пространства. Искусство получило новые возможности для выражения главной сути произведения.

В 1994 году группа программистов и специалистов по моделированию из лаборатории Элинойского университета (США) создала виртуальную галерею сканированных фотографий. Эти фотографии не только воспроизводили события и зрительские образы, снятые на пленку, но и могли вызывать у зрителя те же ощущения (вплоть до запаха!), которые фотограф сам испытывал во время съемки. Сложная компьютерная технология дала возможность зрителю погрузиться в виртуальное пространство и стать непосредственным участником происходящего. Что же такое компьютерная и цифровая фотография?

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»  

Не вдаваясь в сложные технические аспекты (об этом при желании можно прочитать во многих специальных книгах и журналах), отметим лишь главное: компьютерные программы позволяют редактировать фотоизображение, т.е. корректировать его плотность и контраст, цветовой и тоновой баланс, улучшать резкостные и оптические характеристики, ретушировать изображение, реставрировать старую фотографию, создавать фотоархив из сотни снимков, который можно спокойно разместить на одном диске «Photo CD» и т.д.

Немного истории. Первая беспленочная камера — «Sony Mavica» (Magnetic Video Camera) — была сделана в 1981 году. Затем практически на десятилетие наступило затишье. И только в 1991 году началось серийное производство цифровой фотокамеры «Digicam», а позднее — «Fotoman». Первая цифровая фотокамера была черно-белой и имела крайне невысокое разрешение. Настоящий взрыв произошел в 1996 году, когда множество производителей представили на немецкой выставке Photokina цифровые компакт-камеры, и с тех пор их количество увеличивается с каждым годом. Стоимость цифровых камер пока выше стоимости традиционных фотопленочных камер, а качество, хотя и улучшается год от года, еще не столь совершенно, как хотелось бы. Главное достоинство цифровой камеры в том, что с ее помощью (при наличии, конечно, компьютера и выхода в интернет) можно передать снимки на другой конец света в течение нескольких минут без затрат времени на доставку пленки, ее обработку, печать и сканирование.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Еще совсем недавно качественные «высокоскоростные» фотографии (к примеру, полет пули, «взрывающей» апельсин, или падение капли молока в момент соприкосновения с поверхностью стола) делались в результате многих проб и ошибок, после многочисленных неудачных попыток поймать и остановить нужное мгновение.

Новая компьютерная система съемок,созданная немецкими специалистами, гарантирует положительный результат в ста случаях из ста. Эту компьютерную разработку можно смело назвать технологической сенсацией: ничего подобного в мире еще не существовало. Пуля фотографируется с первого же раза и в заранее заданной точке! При этом полученный снимок в оцифрованном виде отображается прямо на экране монитора и записывается на жесткий диск компьютера.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»
 

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Есть мнение, что компьютерная фотография — это не искусство, а художественное ремесло. Доля истины в этом утверждении есть, ибо большая часть усилий в этом процессе приходится на технический аспект. И все же в компьютерной фотографии очень важны и творческое воображение, и ассоциативное мышление.

 С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 

Удивительным образом творчество Сальвадора Дали, о котором мы уже не раз упоминали в этой книге, можно считать «предтечей» компьютерной фотографии. Его картины, как мозаика, складываются из отдельных, вполне реалистических элементов в фантастические образы, навеянные силой его воображения и таланта. Сегодня они вполне могут представляться как  оптические коллажи, как моделированная фотореальность.

В творческом наследии художника Александра Дейнеки мы также можем увидеть элементы «компьютерного мышления».

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 


До появления компьютерной графики в художественной фотографии одно время были очень популярны «фотомонтажи». Сделанные ручным способом (с помощью клея и ножниц) или же оптическим (последовательная печать с нескольких негативов), они требовали много затрат времени и сил.

Джон Хартфильд (1891-1968), известный немецкий художник и фотограф, активно использовал фотомонтажи в оформлении театральных спектаклей и в создании публицистических фотоплакатов.

Современные фотографы в своем стремлении выйти на новый уровень отображения реального мира берут за основу несколько «живых» фотографий и с помощью компьютерного моделирования преобразуют изображение в другуюреальность.

Это иная реальность, и ее, наверное, надо оценивать с других позиций, чем традиционную светопись. В силу этого на многих фотоконкурсах компьютерные фотографии не принимаются или же рассматриваются в отдельной категории.

Оперативность при съемке и возможность почти мгновенной передачи полученного изображения в любую точку планеты привлекли к компьютерной фотографии многих репортеров фотоагентств и журналов. Правда, здесь возникает некоторая этическая проблема в силу того, что технические возможности компьютера очень велики, и он может создать такую реалистическую «фотообманку», какую невозможно порой (а в ближайшембудущем тем паче) отличить от прямого репортажного снимка, особенно в том случае, если она сделана цифровой камерой, затем сразу же передана на компьютер, редактирована, а затем напечатана через фотонаборную машину в газете или в журнале. Фотография, таким образом, теряет свой главный «козырь» — фактографичность и достоверность.

Многие авторы реалистических фотографий в последнее время используют компьютерные программы для композиционной корректировки художественного фотоизображения. Работая с опытным оператором или самостоятельно, они «чистят» изображение: удаляют «лишние» детали и фигуры, меняют колорит снимка, его оптические параметры.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» 

В последнее время цифровые фотокамеры стали очень популярны. Они существенно упростили технический и творческий процессы фотографирования.Не надо больше возиться с реактивами и растворами, часами сидеть в ванне или в темной лаборатории, печатая фотографии.

Теперь все это фотограф осуществляет в комфортной обстановке, при свете дня, уютно устроившись у компьютера с чашкой чая или кофе.

Но ностальгия по старой, «дедовской», технологии осталась. Таинство, трепет и удивление при постепенном появлении фотоизображения на бумаге — из темноты, в лучах красного фонаря — это, увы, уже недоступно новой компьютерной технологии.

Как будет развиваться цифровая фотография в будущем, «нам не дано предугадать», но несомненно одно: традиционную, «живую» фотографию она не заменит. Ибо главная ценность классической светописи заключена не только в достоверности и неповторимости остановленного момента времени, но и в ее специфической материальности.

Да, реставрация старинной картины, несомненно, улучшает ее техническое состояние, но в то же время уничтожает некую историческую и культурную ауру, ауру времени, когда картина была написана. При этом наше чувственное восприятие беднеет. Мы теряем возможность ощутить, «потрогать» прошлое: то время, когда жил и творил художник.

Неслучайно, при создании подделок некоторые мастера искусственно старят вещь, нанося на ее поверхность специальный состав, «искусственную плесень» — патину, которая и придает картине «старинность».

Так и в фотографии: «оригинал» авторской печати и «новодел», т.е. современная печать со старого негатива, — эти вещи совершенно разного уровня ценности. Старый бумажный отпечаток (с царапинами, изломами, пожелтевший от времени) оценивается специалистами фотографии и коллекционерами во много раз дороже, чем тот же снимок, отпечатанный с авторского негатива сегодня (пусть на лучшей «ильфордской» или «кодаковской» фотобумаге).Поэтому некоторые фотохудожники намеренно стремятся снимать «под старину», искусственно «старя» фотоизображение.

С другой стороны, фотография не может стоять в стороне от научно- технического прогресса. И как новое направление художественного творчества, компьютерная (цифровая) фотография, обретя сегодня много приверженцев, а со временем, надеемся, и своих мастеров, займет достойное место в ряду изобразительных искусств.

С.Пожарская «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии»

Приобрести книгу С.Г. Пожарской «Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии» Вы можете в нашем интернет-магазине

 
Разработано в Инвентис