Читальный зал

Главная » Читальный зал » Русское уличное искусство 2005—2007 »

Русское уличное искусство 2005—2007

Русское уличное искусство 2005—2007

Пролог
Современный мегаполис немыслим без граффити. Каждый человек, живущий в большом городе и непрерывно курсирующий в его среде, ежедневно и повсеместно сталкивается с многочисленными граффити, нанесенными на всевозможные плоскости и поверхности городского ландшафта — результатами деятельности уличных художников, анонимно размещающих в городском пространстве свои послания и знаки, законченные и самодостаточные. Многие из этих художников являются представителями граффити культуры, сформировавшейся на Западе как самостоятельное субкультурное течение и достигшей к настоящему моменту статуса альтернативной формы современного искусства. Однако довольно большой процент российских граждан до сих пор склонен считать граффити культуру асоциальным явлением, наследием опыта криминализированной «черной» Америки 70-х — 80-х гг. Более того, в массовом сознании коренится представление о граффити исключительно как о вандализме (что, в свою очередь, во многом предопределено остаточным эффектом советского менталитета — прим. авт.). Между тем, большинство европейских уличных художников давно отошли от подобных практик, направив свой потенциал в сферу свободного искусства.
Специфика российской граффити культуры заключается в том, что она (как, впрочем и культурно-экономическая сфера в целом) носит отсталый характер, несмотря на то, что в настоящее время идет непрерывный обменный процесс с зарубежными информационными каналами.

История
История российского граффити, ознаменованная началом перестройки, началась в 1985 году — одновременно с модой на брейк-данс, танцевальную диковинку непознанного Запада. Тогда, в середине 80-х, по стране волной прокатились брейк-фестивали — начиная от Калининграда и заканчивая Донецком и Санкт-Петербургом. Происходило все это в условиях глубокого информационного кризиса. Через знакомых, бывавших в Америке, доставались фотографии, видеозаписи, журналы — все, что имело хоть какое-либо отношение к новому увлечению. Так, художественно-документальные фильмы «Wildstyle» и «Beat Street» и «Stylewars», сформировали у советской молодежи представление о хип-хоп культуре как о симбиозе трех параллельно существующих самостоятельных культур: рэп-музыки, брейк-данса и граффити.
Первые танцоры, как одни из немногих, имевших доступ информации, являлись, таким образом, одновременно и первыми граффитчиками, по западному аналогу оформляя сцены и декорации к своим брейк шоу. В последующие 15 лет развитие уличного искусства также было обусловлено деятельностью различных хип-хоп коллективов, а хип-хоп культура в целом стала базисной основой отечественной граффити школы, заведомо определяющей ее развитие по американской модели, описанной Адамом Гопником и Генри Челфантом и эстетизирующей шрифт как художественное средство самовыражения (европейская модель развития, на начальных этапах также во многом следующая американской практике, уходит в сторону более концептуального построения художественного пространства). Эволюционируя от простого к сложному, от незатейливых «tags» (стилизованных надписей, содержанием которых является псевдоним автора) до нечитаемых хитросплетений «wildstyle» (венчающей ступени пластического языка граффити), перегруженных визуальными эффектами, эмансипированная каллиграфическая концепция граффити довольно быстро себя исчерпала. Количественный рост активных художников на улице, повсеместно размещающих свои экзистенциальные послания, постепенно привел к процессу дифференциации стилей и последующей их стандартизации, исключив рядового зрителя из круга «читателей», сузив его исключительно до самих же художников.
Более того, для публичного демонстрирования своей оригинальности художникам в определенный момент стали необходимы изменения, происходящие не только на стилистическом, но и на медийном уровне. И эти изменения произошли — на этот раз прототипом послужила Европа…
По мере распространения граффити культуры по всему миру, с каждым новым художником, вступавшим в «эзотерическое братство» уличного искусства возникала все большая потребность в изобретении новых стилистических форм и технических приемов с целью выделения своего «я» среди других. Так, в начале 90-х европейские преемники культуры пошли по пути изменения характера их сигнатур в сторону образов и конкретных изображений. Используя опыт истории искусств 20 века в сочетании с компьютерными и полиграфическими технологиями, новое поколение уличных художников сформировало — в начале как одну из граффити дисциплин, а потом и как самостоятельное направление — новое субкультурное течение, пост-граффити — стрит арт.
Стрит арт своей целью ставит приспособление объектов под городскую среду (обычно такими объектами являются стикеры, постеры, баннеры или изображения, полученные при помощи трафарета, а так же всякого рода инсталляции, скульптуры и т.п.). Так же, как и в граффити, художник создает свой уникальный знак, стилизованный логотип — «лого для эго» — и маркирует им определенный участок городского ландшафта. Но при этом он не просто присваивает территорию, но и диктует ее прочтение зрителю, вовлекает его в диалог, моделируя различные сюжетные программы. Адаптированные под восприятие публики, образы (в отличие от шрифтовых лакун граффити) несут в себе определенный эмоциональный заряд и смысловую нагрузку, удобочитаемую на ходу.
Для достижения наиболее адекватного прочтения закладываемых смыслов художники нередко прибегают к помощи шрифта, подобно языку комиксов, озвучивая либо комментируя изображение. Поскольку при этом используются самые обыкновенные материалы, сливающиеся с уличной рекламой, у правительства не возникает необходимости сообщать им некую криминальность и устанавливать на них запрет. Более того, публика, так же как и власти, не реагируют на стрит арт как на нечто ассоциальное (чего, опять же, нельзя сказать о граффити), даже несмотря на то, что лозунги нередко содержат политические призывы, а образы содержат в себе ярко выраженный сексуальный импульс. Напротив, стрит арт в ряде случаев максимально социален и злободневен, выражая авторскую рефлексию на окружающую действительность. Послания так же могут иметь неоднозначное прочтение в зависимости от места своего расположения.
Стрит арт экспериментирует со средой — с энвайронментом, и построен на игре отчетливо прорисованных образов с поверхностями зданий, на которых они размещаются, а так же сталкивании контрастных образов или размещении их в необычной перспективе. Объект здесь включает в себя стену как часть того, что должно быть отчетливо видимым в качестве обрамляющего пространства, граффити же ее просто стирают. В этом состоят основные отличия стрит арта от более замкнутого леттеринга граффити культуры и одновременно причина его широкого распространения. В настоящий момент улицы крупнейших столиц мира покрыты тысячами пиктограмм, абстрактных форм и всякого рода персонажей — логотипов уличных художников. Практически в каждой стране уже сформировался свой самобытный стиль. Исключение не составляет и Россия.

Освоение новых дисциплин
Освоение новых дисциплин российскими художниками первоначально шло через соседние страны — Украину и Беларусию, и лишь с развитием коммуникативных средств перешло к более самостоятельной форме существования. Первые шаги в сторону стрит арта заметны уже в начале 2000–х гг., об этом свидетельствуют работы Make, Кто, Code, Кот и Fetone. Последний даже изобрел персональный инновационный прием, выводя свой знак из цветовых форм, до этого являвшихся продуктами деятельности других художников, и впоследствии закрашенных властями.
Первыми официальными стрит арт мероприятиями с участием российских художников в лице творческого объединения «310 squad» стали международные проекты «Don’t Copy me» и следующий вслед за ним «Access», организованные европейским сообществом «Ekosystem» в 2003 г. К данному моменту российская граффити индустрия уже вышла на качественно другой уровень, что во многом связано с появлением на рынке профессионального оборудования от ведущих мировых производителей. В этом же году было положено начало проведению мероприятий с участием звезд европейской и американской граффити сцены. Фестивали такого рода влекут за собой стимуляцию процессов внутри каждой из дисциплин, отражая текущее состояние уличного искусства на мировом уровне. Однако стоит отметить некоторую однолинейность и замкнутость подобных акций. Позиционируя граффити как междисциплинарный институт, они не дают никакого представления о стрит арте, вынося его за границы культуры и обрекая его на самостоятельное развитие.
В результате стрит арт в России остается на уровне таггинга, в то время как на западе он все больше переходит в сферу свободного искусства (free art). Большинство художников хаотично размещают свои клише по принципу all over («повсюду»), зачастую не имея другого теоретического обоснования своим действиям, кроме маркирования определенной точки своим присутствием. Без концептуальной нагрузки образ теряет свой смысл, свойственный произведению искусства, превращаясь в подобие торговой марки, бренд.
Здесь на лицо явная необходимость в корректном информационном воспитании российских художников, пребывающих в состоянии идеологического кризиса, вызванного отсутствием должного количества соответствующих институций. В настоящее время единственным органом, занимающимся популяризацией стрит арта в России, обеспечением его информационной базы и коммуникации, является интернет-портал «Visual Artifacts» (www.visualartifacts.ru), функционирующий с 2005 г. Основной заслугой данного проекта является выпуск издания «Objects book», посвященного проблематике уличного искусства и иллюстрирующего современное состояние отечественного стрит арта.

Текущее состояние
Несмотря на то, что российская граффити школа постоянно развивается и успешно функционирует, она по-прежнему остается своеобразной интерпретированной калькой с запада и Европы, что говорит об отсутствии самобытного характера и национальной окраски. Единственным объединением, целенаправленно использующим в своем творчестве кириллицу, является команда «Зачем». Интересны работы художников из «Sick systems», практикующих методику коллажирования и интегрирующих ее с традиционной для граффити каллиграфической стилистикой. Совмещая в своих работах шрифт, иллюстрацию и графику, они вдыхают в них новую жизнь, придавая им монументальную эстетику. Так же можно отметить заслуги объединения 310 Squad, экспериментирующего с внедрением в традиционные практики уличного искусства стилистических и эстетических приемов из мира высокого искусства и дизайна. Среди уличных художников, работающих непосредственно с постерами и стикерами, наиболее перспективны «Zuk club», «scissors», «film 0331с» и «august».
В целом же российское уличное искусство уже сегодня выходит на мировой уровень, все чаще привлекая внимание галерей. Идет постепенный, двусторонний процесс стирания грани между высоким и уличным искусством: одно из них стремиться выйти за пределы галерейного пространства в поисках новых выразительных средств, другое напротив, внедряется в него, желая стать объектом культурного и искусствоведческого исследования.
^ ^ ^

Русское уличное искусство 2005—2007

Prologue
The modern megapolis is unthinkable without graffiti. Each person, living in the big city and running right along in its environment, daily and everywhere meets numerous graffiti , sprayed on every possible plane and surfaces of the city landscape — results of activity of the street artists, anonymously put in the city area their messages and signs, finished and self-sufficient. Many of these artists are the representatives of graffiti culture, built up in the West as self-dependent subculture trend, reached to date the status of alternative form of modern art. However quite big percent of russian citizens hitherto dispose to think that graffiti culture is an asocial phenomenon, the heritage of criminalized experience of "black" America of 1970–80 th. Moreover, representation roots in mass consciousness about graffiti exclusively as about vandalism (that, in turn, is predefined by the residual effects of soviet mentality — the note of the author). Meanwhile, the majority of European street artists have deviated from such practices and turned their potential to realm of free art.
The peculiarity of Russian graffiti culture concludes that it (as, however cultural-economic field as a whole) means an outdated character, in spite of the fact, that nowdays there is a permanent exchange process with foreign information channels.


History
The history of Russian graffiti, marked by the beginning of reformation, has begun in 1985 — concurrently with a fashion on break-dance, dance wonder of the unidentified West. At that time, in the middle of 1980-th, break-dance festivals flashed by over the whole country — from Kaliningrad to Donetsk and St.Petersburg. All this took place under the heavy information crisis conditions. Through friends, visited the USA, were obtained photos, videos, magazines — anything, that was related to a new passion. Thus, feature-documentary films "Wildstyle", "Beat Street" and "Stylewars" formed at soviet youth a concept about hip-hop culture as a symbiosis of three independent concurrent existent cultures: rap music, break-dance and graffiti.
The first dancers, as one of the few, who had an access to information, were also, in that way, the first graffiti writers; by western analogy they designed stages and scenery for their break show. The next 15 years street art development also was provided by different hip-hop groups activity, and hip-hop culture as a whole became the basis of native graffiti school, wittingly define it's development by American model, described by Adam Gopnik and Henry Chelfant and define font as an artistic mean of self-expression (European model of development, at first points also follows an American practice in many cases, turns into conceptual formation side of artistic space). Evolving from simple to complicated, from plain "tags" (stylized inscription, witch contents pen-name of the author) to unreadable tissues "wildstyle" ( the highest level of flexible graffiti language), overloaded by visual effects, emancipated calligraphic conception quite promptly exhausted itself.
The numerical growth of active artists in the streets, placing their existential messages everywhere, reduced by degrees to differentiation process of styles and their following calibration, excluding common viewer from the range of "readers", narrowed it exclusively up to artists. Furthermore, changes became necessary for public display of their originality in a certain moment for artists, happening not only on stylistic, but also on media level. And these changes have happened — this time the Europe became the prototype...
In process of extending graffiti culture worldwide, with each new artist, entered in "mystical brotherhood" of street art there was an increasing necessity for invention of new stylistic forms and techniques with the purpose of the expression of the self among others. Thus, in the beginning of the 90's European successors of culture have gone on a way of change of character of their signatures towards appearance and concrete images. Using the experience of history of the 20'th century coupled with computer and printing technologies , new generation of street artists formed — at first as one of branch of graffiti, and then as self-dependent trend — new subculture tendency, post-graffiti — street art.
Street art makes its aim the adaptation of the objects for the urban environment (as usual these objects are stickers, banners or stencils, and also all kinds of installations, sculptures etc...). Just as in graffiti, the artists create his own unique sign, stylized logo — "logo for ego" — and marks it the certain part of a city landscape.
And at the same time he not only appropriates the territory, but also dictates its reading to viewer, drags him into a dialogue, simulating different plot programmes. Adapted under the audience perception, image (in contrast to font graffiti gaps) bear in itself the definite emotional charge and semantic loading, legible on the move.
For achievement of the most adequate perusal of pawned senses artists quite often resort to the help of a font, similar to the language of comics, sounding or commenting on the image. Inasmuch as the usual stuff merging with street advertising is used, the government doesn't have a necessity to inform them any criminality and to establish any interdiction. Moreover, audience, as the authorities, doesn’t respond to street art as to something asocial (that, besides, is possible to tell about graffiti), even inspire of political appeals and strongly pronounced sexual impulse. On the contrary, street art in a number of cases is social and topical to the limit, expressing the author's reflection on surrounding validity. The messages also may have a multiple-valued perusal, depending on its location.
Street art experiments with the environment, and is constructed on game of distinctly traced images with surfaces of buildings on with they are placed and as colliding of contrast images or their accommodation in unusual prospect. The object includes here wall as a part of that should be clearly visible as framing space, graffiti it simply erase.
In it the basic differences of street art from more secluded lettering of graffiti culture and co current the cause of its wide circulation. In presented streets of the biggest capitals of the world are covered by thousand pictograms, abstract forms and any sort of characters — logos of sidewalk artists. Almost in every country the original style was already generated. Exception isn't made also by Russia.


Development of new disciplines
The development of new disciplines by the Russian artists originally went through neighboring countries — Ukraine and Belorussia and only with development of sociable means got to more independent forms of being. First steps in street art direction were already noticed in the beginning of 2000's, the works of Make, Kto, Code and Fetone were the evidence about that. The last one even invented a personal innovation way of making his sing from color forms, witches were used by other artists before, and witch were overprinted by the authorities afterwards. The first official street art action with Russian artists in the person of "310 squad" were the international projects "Don't Copy Me" and after that "Access", organized by European community "Ekosystem" in 2003.
At the present moment Russian graffiti industry has turned out on the high-quality level, what is incidental by and large with the advent of professional equipment of the world's leading producers on the market. Actions with European and American graffiti stars have developed this year. Festivals of such kind attract the stimulation of the processes inside of each discipline, reflecting the current state of street art worldwide. However these actions are single-typed and secluded. Positioning graffiti as the interdisciplinary institution, they didn't give an estimate about street art, excluding it from the culture boarders and dooming it to self-development.
As a result, street art in Russia remains at the tagging level, while in the West it proceeds to free art field. The majority of artists confused place their clich?s all over; often they don't have any other explanation of their acts, as marking the location they visit. Without a conceptional loading image loses it meaning, peculiar to work of art, turning into a likeness to merchandise mark, brand.
There is present evident necessity of proper information upbringing of Russian artists, being in the ideological crisis, the due quantity of corresponding institutions caused by absence. Now the unique body, popularization street art in Russia, maintenance of its information base and the communications, the Internet-portal " Visual Artifacts " (www.visualartifacts.ru), established in 2005.
The basic merit of that project is release of the edition "Objects book", devoted to a problematic of street art and illustrating a modern condition of domestic street art.

Current state
In spite of the fact that Russian graffiti school constantly develops and successfully functions, it still remains the original interpreted tracing-paper from the West and the Europe, that points to absence of original character and national coloration. The only union purposefully using the cyrillics in their art, is the "Zachem" team.
Works of artists from "Sick systems", practicing a technique of montaging and integrating it with traditional for graffiti calligraphically stylistics are interesting. Combining in the works a font, an illustration and graphic art, they inhale in them a new life, giving to them a monumental aesthetics. As it is possible to note merits of 310 Squad, experimenting with introduction in traditional practice of street art of stylistic and aesthetic receptions from the world of high art and design.
Among the sidewalk artists working directly with posters and stickers, are the most perspective "Zuk club", "Scissors", "Film 0331с" and "August". As a whole the Russian street art today comes out on a world level, even more often attracting attention of galleries. There is a gradual, bilateral process of deleting the side between high and street art: one of them aspires to fall outside the limits of the gallery space in searches of new expressive means, inculcate in it, wishing to become an object of cultural and art criticism research.

Статья любезно предоставлена сайтом objectsbook.ru
Атвор: Андрей Целуйко

 Книги по уличному исскуству

 
Разработано в Инвентис